Гедонистическая модель цен — это модель, которая разбивает цену товара на отдельные компоненты, которые определяют цену.
Простой и распространенный пример: цена дома может зависеть от его размера, местоположения и других факторов. Можно построить лучшую модель (особенно при попытке построить прогнозную модель), разделив эти факторы.
Гедонистическая модель не обязательно разделяет все факторы, которые можно разделить, а только те, которые влияют на полезность для покупателя того, что продается. Хорошая модель должна также отделять другие факторы: например, модель цен на жилье должна также отделять процентные ставки.
Одно из применений гедонистических моделей — корректировка показателей инфляции. Это различие наиболее существенно для продуктов, которые нельзя напрямую сравнивать с теми, которые продавались в прошлом, потому что технологии улучшились. Рассмотрим персональный компьютер начального уровня, купленный сегодня, по сравнению с тем, который был куплен десять лет назад: цена не сильно отличается, но намного дешевле, чем цена аналогичного компьютера, купленного десять лет назад.
Необходимая корректировка является более сложной, чем может показаться, поскольку она должна отражать повышение полезности (строго говоря, полезности ) продукта для потребителей. Компьютер, который в десять раз быстрее и в десять раз больше памяти и т. Д. не обязательно в десять раз полезнее для покупателя, и измеряется увеличение полезности.
Фактическое моделирование может быть довольно сложным, как показано в этом описании расчета гедонистических цен на сушилки для одежды .
Факторы гедонической цены обычно не имеют большого значения для инвесторов, за исключением случаев детального моделирования цен на продукты. Это произойдет только при построении очень подробных моделей или при рассмотрении цен, которые можно естественным образом разложить на гедонистические элементы (например, цены на жилье).